День 269. Лидер и племя

Пару недель назад прочитал книгу «Лидер и племя» Дэйва Логана, Джона Кинга и Хэли Фишера-Райта.

Она повествует о нескольких уровнях корпоративной культуры, о развитии культуры человека, команды и компании в целом (как можно переходить с одного уровня на другой, чем обусловлены такие переходы)

Эту книгу посоветовали нашей девушке — HR, когда он рассказала знакомым, что мы начали в компании работать над поднятием корпоративной культуры.

Книга довольно спорная. Во-первых, написана гуманитариями (ну в принципе, для такой темы трудно было дать конкретные алгоритмы), во-вторых она не содержит каких-то явных советов. Однако изобилует реальными историями из жизни.

Поэтому я отступлю от привычной практики приводить выдержки из книги (иногда с моими замечаниями), а поступлю по другому — расскажу о том, что лично я вынес из этой книги и что перекликается с моим личным опытом.

Честно скажу, некоторые вещи попали в точку на 100%.

Авторы выделяют пять уровней культуры, на которых может находиться человек. Эти уровни определяют его отношение к работе, лояльность к организации, в которой он работает, желание или не желание развиваться.

Уровень корпоративной культуры организации в целом определяется уровнем большинства сотрудников.

1 уровень — жизнь дерьмо 

В своей жизни я не встречал организации, находящиеся на таком уровне. В этом случае все сотрудники не видят света в конце туннеля, не предпринимают никаких попыток что-то исправить. Они живут как в каменном веке — только ради выживания. Настучать на коллегу, сделать какую-то подлость, украсть то, что плохо лежит — в порядке вещей.

Не будем останавливаться на этом уровне.

2 уровень — моя жизнь дерьмо

Этот уровень довольно часто встречается в организациях. Его суть в том, что большинство сотрудников компании считают положение дел несправедливым. Да, возможно, дело компании обстоят неплохо: идет планомерное развитие, хорошая доля рынки, появляются новые заказчики и крупные контракты. Некоторые сотрудники (руководители) получают хорошую зарплату, покупают дорогие машины и квартиры — но конкретно у меня дела не очень. Мир несправедлив — и особенно ясно эта несправедливость отражается именно в этой компании.

Другие получают свое повышении благодаря знакомству или заискиванием перед начальством. Я такой умный и имею большой опыт — но меня не повышают.

Примерно такие мысли крутятся в голове у сотрудников второго уровня. Очевидно, что когда опускаются руки — не только не идет речи о каком-то личном развитии и взаимопомощи, но и привычные рутинные операции занимают больше времени и выполняются некачественно.

Таким сотрудникам свойственно делать только то, что от них ожидают. Они выкладываются на минимум — только для того, чтобы их не уволили.

Компании, находящиеся на таком уровне, могут достаточно долго балансировать на грани стагнации.

Не скрою, я тоже был на этом уровне, после того, как столкнулся с суровой действительностью. Думаю, мой опыт достаточно типичен: выпустившись из ВУЗа с хорошими оценками, я был уверен, что с легкостью найду работу и при этом работодатель сразу оценит меня по достоинством, даст приличную зарплату и спустя полгода назначит своим заместителем.

Этого не случилось. Я работал как и многие другие — и если и выделялся чем-то, то на зарплате это мало отражалось. В дальнейшем, когда я стал руководителем проектов, вообще столкнулся с известной формулой, что более квалифицированный сотрудник в 10 раз производительнее, а зарплату получает лишь вдвое больше.

Какие-то вещи меня не устраивали на уровне компании. Но в отличие других, которые просто жаловались, я решил с этим бороться. И перешел на следующий уровень.

3 уровень — я крутой

Именно на этом уровне находится большинство компаний мира. 

Сотрудники этого уровня достигли чего-то и какие-то компетенции у них выше чем у коллег. Это приводит к тому, что зарплата у них повыше, работа попроще (рутину можно скинуть на более зеленых коллег) и имеется большой авторитет. И со стороны коллег, и со стороны руководства.

Такие сотрудники не боятся увольнения — во-первых, они с легкостью найдут работу в другом месте, а во-вторых на них все держится и они могут поднимать вопрос о повышении зарплаты и каких-то дополнительных бонусов.

Слова «я крутой» не должны ввести в заблуждении — ничего плохого здесь не имеется ввиду. Речь об эгоизме не идет — топовые сотрудники могут обладать хорошим уровнем взаимовыручки и, в конечном итоге, являются движущей силой для всей компании.

Ты самый крутой человек в компании! Казалось бы, о чем еще мечтать?

Мой переход на третий уровень состоялся в БАРСе примерно 3-4 года назад — тогда меня повысили до руководителя отдела и за год мы добились больших успехов. При моем приходе «не только не стало хуже» по сравнению с прошлым руководителем, но и были достигнуты определенные подвижки: существующей командой мы стали работать еще на трех новых проектах, я начал выстраивать структуру, оценивать и следить за качеством.

Впрочем, спустя какое-то время мой азарт стал спадать из-за пассивности остальных коллег, находящимся на втором уровне.

В следующем абзаце мы увидим, куда должна эволюционировать команда, в которой есть третьеуровневые сотрудники. Но тогда у меня не хватило опыта или желания и я решил покинуть компанию.

До сих пор удивляюсь ребятам, застрявшим на втором уровне (в разных компаниях) и жалующихся на то, что они получают маленькую зарплату, что дела в компании идут не очень.

При этом они ничего не делают — не пытаются либо вырасти внутри компании, либо сменить ее.

4 уровень — мы крутые

Такое ощущение не покидало меня первые месяцы после прихода в Piano. Можете почитать мои прошлые восторженные посты, пока же тезисно перечислю вещи, которые позволяют нам называться сильнейшей командой и лучшим местом для работы в Ижевске (а может и в России):

— свободный график работы (иногда можно работать из дома)

— возможность удаленной работы (в некоторых случаях компания компенсирует 50% за перелет, проживание и питание)

— свободная атмосфера (можно играть в шахматы и настольный теннис в рабочее время)

— бесплатные завтраки и ужины

— компенсация за занятия английским

Команды, находящиеся на 4 уровне корпоративной культуры, чувствуют себя одним целым и сравнивают себя с другими командами и компаниями. В отличие от уровня 3 здесь уже нет места индивидуальностям — компания тебя принимает и ты выкладываешься на ее благо, не выпячивая свои достоинства и не соревнуясь с коллегами.

Компания, где я сейчас работаю, находится на 4 уровне. Несмотря на то, что мы не участвуем в различных мероприятиях для школьников и студентов и не занимаемся пиаром (поскольку не нуждаемся в джуниорах, а сеньорные люди нас знают) почти все из нас ощущают, что работают в классной компании. И гордятся этим.

5 уровень — жизнь прекрасна

Компании четвертого уровня вовлечены в конкурентную борьбу с другими — за кадры, за рынок. Они пытаются сделать свои продукты лучше, участвуют в конкуренциях, читают последние новости и следят за тем, что происходит в других компаниях.

Абсолютом эволюции корпоративной культуры является лишь несколько компаний, которых можно пересчитать по пальцам (Apple, например).

Этих людей уже не волнует то, что о них думают другие. Они творят. Творяет в свое удовольствие. Не думая о зарплате. О заказчиках и контрактах. Создают. Остаются на работе ночами. Не из-за приближающихся дедлайнов, а ради чистого творчества.

Кроме того, такие люди живут полной жизнью. Их интересует не только работа. Они ходят в театры, занимаются спортом.

В редкие дни (как сегодня) я чувствую, что нам все по плечу и достигаю пятого уровня.

А на каком уровне сейчас Вы? И не пора ли сменить компанию?

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Сахаров Денис
Сахаров Денис
Был на сайте вчера в 17:34
Читателей: 17 Опыт: 537.013 Карма: 2.54599
все 18 Мои друзья