День 158. С широко закрытыми глазами

Несколько недель назад посмотрел фильм, который сразу вошел в число моих любимых. Пытался его обсудить со многими знакомыми, но большинство, хотя и видело фильм ранее, отнеслось к нему более спокойно. Некоторые даже отказывались обсуждать его, ссылаясь на то, что она затрагивает довольно деликатные темы.

Для меня же лента стала такой же загадочной как фильмы Линча («Малхолланд драйв» и «Шоссе вникуда») и учитывая, что почти все по окончанию осталось непроясненным, разбудило лишь еще больший интерес.

Пост этот я начал писать давно (сразу после просмотра) и сейчас, к слову сказать, я пересмотрел «Сталкера» и «Солярис» Тарковского и приступил к «Внутренней империи».

Последний трехчасовый шедевр Линча, пожалуй, его наиболее сложный и непонятный фильм, раскусить который не удается даже подлинным ценителям творчества мастера.

Начинать с подобных вещей я бы не рекомендовал, но в этом посте я представлю Вашему вниманию три ленты, которые достойны просмотра даже начинающему любителю кино.

Я большой поклонник артхауса и психологического триллера, но напишу о другом. Пожалуй, эти фильмы могут понравиться любому, независимо от предпочтений.

С широко закрытыми глазами


Последний фильм Стэнли Кубрика, увидевший свет после его смерти. История семейной пары, начавшей уставать друг от друга. Пара производит впечатление счастливых людей, живущих размеренной жизнью в полном достатке. Но за фасадом идеальных отношений скрываются потоки ревности, неудовлетворенности, тайных желаний и жажды чего-то запредельного.

Одним из ключевых моментов фильма является случайное проникновение Билла на тайную вечеринку, куда могут попасть только сильные мира сего. Билл с интересом наблюдает за происходящей оргией, но не участвует в ней. Все гости ходят в масках и герой получает предупреждение, что он лишний на этом празднике жизни, что он человек не их круга.

В итоге обнаруживается, что Билла пустили по ошибке. За это его ожидает ужасная кара, но за него вступается таинственная незнакомка, согласившася принять всю вину и наказание за героя. Биллу приказано убираться и никому не говорить о происходящем здесь.

Герой покидает роскошный дом и возвращается в свою квартиру. Жена шокирует его признанием: Мне приснился сон. Как-будто бы я была на какой-то вечеринке в роскошком доме. И там было так много мужчин… И мы занимались сексом. Да, каждый подходил ко мне и делал все, что хотел. 

Именно этот эпизод поразил меня больше всего. Что он может означать?

1. Жена тоже была на той вечеринке и стала свидетельницей позора Билла. Она — одна из тех, чье лицо скрывала маска, пока они развлекались на рояле, бильярдном столе, лестнице...

2. Еще один реальный вариант — организаторы оргии выследили Билла и решили его напугать, дав указание жене психологически воздействовать на него

3. Фантастический вариант — организаторы могут проникать в мысли и приходить в сны. Идея бредовая, но очень хорошо обыграна в одной из новелл Сергея Мавроди «Искушение». Возможно, задумка появилась у автора как раз после просмотра фильма.

4. Может быть, никакой разгадки нет? И режиссер просто придал фильму такую невнятную изменчивую форму, как отражение во время дождя — хотел показать, как порой непросто отличить сон от яви… Как тяжело справиться со своими потаенными желаниями… Как ты можешь быть шокирован, узнав о том, что находится внутри тебя... 

Зеркало

Об этом полотне Тарковского написано очень много. Считается лучшим его фильмом и одним из лучших в истории мирового кинематографа. Смотрится легко, но понимается с трудом. Во многом автобиографичен, но содержит и не совсем понятные эпизоды. Закадровое чтение стихов Арсения Тарковского действует гипнотически, главная музыкальная тема — " Страсти по Иоанну" Баха потрясает до глубины души. Я воспринял фильм не как покаяние автора и примирение с собственным чувством вины, а как взгляд себя сегодняшнего на себя прошлого, воспоминание былых переживаний, обид, радостей и разочарований, что напомнило мне один из моих школьных стихов (Прямо над душою смерть стоит с косой).

Зеркало, оброненное неловкой рукой, в последнее мгновение до того, как разбиться, успевает отразить всю красоту и неделимость мира.

Нет, ничего удивительного в том, что многие люди искусства мечтали наиболее правдоподобно изобразить в своих сферах вроде бы неизобразимое — время, сон, мысль, запах.

Тема времени, вернее даже, тема вечности одна из ключевой в этом фильме. Призыв одного из героев не отделять человека от природы, как попытка найти путь к бессмертию. «А вам никогда не казалось, что растения чувствуют, познают, может даже постигают». Этот доктор пришёл, высказался и уйдёт — и никогда уже не встретится вновь. И этот момент говорит о вечности всего сущего. Природа спокойна. Она не торопится торопиться. Она вечна. Мы же бежим куда-то, пытаясь обогнать время. А нужно попробовать жить одной душой с природой — так, как будто мы тоже вечны.

Странно. Часто ловишь себя на мысли, что многое, происходившее с тобой в детстве, так далеко спряталось в твоём сознании, что уже и не поймёшь правда это или вымысел. Ловишь какие-то картинки, медленно движущиеся объекты, странно произносимые слова, запах и образы. Образы, которые связывают тебя-настоящего с тем, кем ты когда-то был. Ты словно берёшь моток ниток, и держась за один конец в настоящем, кидаешь его туда, и хочешь, хоть и со страхом, чтобы кто-то другой, так на тебя похожий, поймал другой конец и узнал, что же получилось из его мечтаний. Ты смотришь на него, как на своё отражение, а он смотрит на тебя, и оценивает. Но только оценивает он не тебя, а именно себя, так как он, не смотря на то, что он тебя значительно моложе, прожил все эти годы, а ты, именно ты, смотрящий на него сквозь годы, ещё совсем молод, и тебе ещё предстоит прожить столько, сколько прожил он. Ты смотришь на него и с грустью, и со слезой, и с улыбкой. Ты любишь его, и кажется кого-то узнаёшь в нём. Странно.

Прекрасная и неземная Терехова… Костер под дождем… Земля и космос...

Расемон

Фильм классика мирового кинематографа Акиры Куросавы о том, как по-разному может восприниматься одно и то же событие с разных точек зрения.

В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. 

Четыре свидетеля преподносят обстоятельства случившегося по-своему:

1. Разбойник Тадзёмаро оставляет за собой вину за случившееся и признается в убийстве самурая. Но из его слов следует, что он смело сражался, победил его в честном бою, а женщину заполучил, вскружив ей голову своей смелостью.

2. Жена убитого самурая говорит, что Тадзёмаро овладел ею против ее воли. После изнасилования бандит уходит. Она развязывает мужа, умоляет простить её, но он смотрит на неё с презрением и отвращением. Затем она просит мужа убить её, так как не может вынести позора. Холодный взгляд мужа и его безмолвие сильно потрясают её, она падает в обморок с кинжалом в руке. Очнувшись она видит труп мужа с кинжалом в груди 

3. Дух покойного самурая драматизирует свою кончину тем, что, не стерпев позора делает себе харакири и добровольно сводит счеты с жизнью. В Японии такая смерть достойна всяческого уважения.

4. Очевидец событий, рисует картину наиболее реалистично — разбойник уговаривает красавицу выйти за него замуж, та в свою очередь, вынуждает его убить своего мужа, свидетеля ее позора, после чего оба отказываются от нечестивой женщины. Однако она, проявив все свое коварство стыдит обоих за трусость и натравливает мужчин друг на друга. Завязывается нелепая потасовка, в ходе которой оба демонстрируют свои худшие стороны. Разбойник побеждает по чистой случайности. Признав свою обреченность, самурай даже просит пощады. А коварная женщина убегает от победителя, узрев его во всей красе. 

Как видим, в этой истории нет ни одного положительного героя. Есть лишь беспристрастный свидетель. 

Как все было на самом деле?

Обсудить у себя 0
Комментарии (1)

В «С широко закрытыми глазами» мне понравилась только музыка 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Сахаров Денис
Сахаров Денис
Был на сайте вчера в 22:52
Читателей: 13 Опыт: 354 Карма: 0
все 14 Мои друзья