День 143. Об игре "60 секунд"

Прочитал книгу Максима Поташева «Почему вы проигрываете в ЧГК?». Собираемся взять на вооружение многие советы из нее. Вот ряд выдержек:

Об отношениях в команде

Надо отдавать себе отчет в том, что все члены команды хотят играть как можно лучше и ответить на все заданные вопросы. Никто не занимается осознанным саботажем. Следовательно, нет никакого смысла лишний раз указывать партнерам на их ошибки — по крайней мере, в тех случаях, когда они и сами прекрасно знают, что ошиблись. Это часть общего принципа, распространяющегося на все аспекты игры — не надо сообщать другим игрокам то, что им самим хорошо известно. Надо понимать, что игрок, осознающий свою ошибку, переживает по этому поводу больше, чем любой из его партнеров. Не надо подливать масло в огонь. Наоборот, если вас интересует результат соревнования, необходимо стремиться к тому, чтобы чувство вины за допущенную ошибку не мешало играть дальше.

О мотивации

Все игроки команды должны четко понимать, чего они хотят от игры — интересного и приятного времяпрепровождения или высоких спортивных результатов. Разумеется, эти две цели нельзя считать прямо противоречащими друг другу — команда, ожесточенно сражающаяся за победу, вполне может одновременно и удовольствие от процесса получать. С другой стороны, команда, играющая ради удовольствия, наверняка получает несколько меньше положительных эмоций, чем ей бы хотелось, если занимает последнее место в турнире. Тем не менее, расстановка приоритетов важна, поскольку разные приоритетные цели диктуют разные стратегии развития команды. Команда, ориентированная на результат, просто вынуждена постоянно усиливаться, даже если она уже достигла вершины — иначе ее очень быстро догонят и обгонят.

В команде, ориентированной на получение удовольствия, ситуация иная. Если в ней оказывается амбициозный игрок, которому жизненно необходимы победы, ему быстро станет неуютно. Равнодушие партнеров к результатам будет его раздражать, попытки их переориентировать, скорее всего, закончатся неудачей, и в команде он вряд ли задержится.Важно иметь не просто мотивацию, а «правильную» мотивацию. Во-первых, она должна быть здоровой. Во-вторых, она должна опираться на адекватную оценку своего уровня игры. Считать, что никакого места, кроме первого, не существует, нормально для команды, которая уже неоднократно побеждала и объективно превосходит по классу большинство конкурентов. Влияние случайных факторов в ЧГК достаточно велико, тем не менее, существенный разрыв в классе практически всегда претворяется в разницу в очках. Разумеется, со временем фавориты меняются, одни суперкоманды уходят в историю, другие занимают их место.

Но пройти путь от подножия до вершины пирамиды сейчас реально как минимум года за два, и то при очень удачном стечении обстоятельств. Следовательно, начинающая команда должна иметь терпение, не стремиться добиться всего и сразу. Она должна ставить перед собой реальные цели, радоваться их достижению и не слишком огорчаться из-за неудач, которых поначалу не избежать. Но при этом надо верить в себя и понимать, что не боги горшки обжигают.

О женщинах за столом

Мне неоднократно встречались команды, считающие, что женщинам вообще не место за столом. Объяснения я слышал разные — например, что «женщины не умеют соревноваться». Думаю, сказать подобную глупость мог только человек, совсем не разбирающийся в спорте. Александр Друзь тоже высказал однажды интересное суждение по половому вопросу: «Женщина в команде должна быть одна, она должна быть красивая и молчать». К сожалению, его шутку некоторые воспринимают всерьез…

Женщины играют в ЧГК не хуже мужчин, а может быть, и лучше. Их ассоциативное мышление и богатая фантазия в игре нередко полезнее мужской логики и точных знаний. Пожалуй, единственная проблема женщин-игроков — стремление переложить ответственность на плечи мужчин. Впрочем, сплошь и рядом встречаются мужчины с женским стилем мышления и женщины — с мужским. Поэтому я думаю, что при формировании команды можно почти не задумываться о гендерных различиях игроков. Важно, как они играют и сосуществуют с командой вне игры, а не какого они пола.

О рассадке игроков

Игра начинается с того, что команда садится за стол. Многие считают, что в отношении рассадки справедлива бессмертная цитата из дедушки Крылова. Я тоже не склонен придавать расположению игроков за столом слишком большее значение, но определенное влияние на качество игры оно все же оказывает. В частности, необходимо учитывать громкость голоса и остроту слуха отдельных игроков. Тот, кто говорит тише, должен сидеть ближе к диспетчеру. Кроме того, надо иметь в виду, что в любой команде существуют «связки» — пары игроков, которые лучше сыграны и активнее взаимодействуют во время обсуждения друг с другом, чем с другими сокомандниками. Эта особенность связана еще и с игровыми функциями — такой парой могут являться, например, генератор и критик. Эти двое должны быть расположены за столом так, чтобы, во-первых, им было удобно общаться друг с другом, а во-вторых, чтобы они не выпадали из командной игры. Обычно это означает, что они не должны сидеть рядом. Если стол не слишком большой, правильнее их сажать друг напротив друга.

Гораздо важнее тот факт, что команда привыкает к определенной рассадке. Менять ее без серьезной причины нельзя, это может на некоторое время полностью разрушить командную игру.

Об обсуждении

Как именно должны выдвигаться версии? Я считаю, что делать это надо максимально кратко и емко. К сожалению, нередко встречаются игроки, стремящиеся сообщить команде все, что они знают о предмете обсуждения. Знают такие игроки обычно очень много, но их познания в подавляющем большинстве случаев не имеют никакого отношения к делу. «Недержание знаний» вообще очень распространено среди игроков в ЧГК, причем они готовы делиться бесконечными запасами своей эрудиции постоянно, как во время обсуждения, так и в мирное время. И если вне игры это еще можно как-то терпеть, за столом необходимо жестко пресекать. Чтение лекций — просто пустая трата времени. Партнеров по команде надо уважать, ни в коем случае не рассказывать им то, что они наверняка и сами знают. Так, если в вопросе звучит имя Александра Македонского, нет нужды сообщать команде, что папу его звали Филипп, а маму — Олимпиада. А вот если есть сомнения в том, что команде известна какая-то информация, непосредственно связанная с тематикой вопроса, сообщить ее надо обязательно.

Принцип Пушкина

Выбор из однородных объектов – далеко не самая сложная задача, которая почему-то становится для многих камнем преткновения. Исчерпывающее описание принципа, на котором базируется выбор в таких ситуациях, принадлежит известному знатоку из Санкт-Петербурга Мишелю Матвееву:

«Если вопрос после раскрутки сводится к вопросу «Назовите элемент множества X», а прочая информация в нем лишь помечает авторский выбор элемента, нужно называть наиболее известный элемент множества X. Под наиболее известным элементом множества X можно подразумевать две вещи: (1) объект, о котором наиболее известно, что он принадлежит множеству X, или (2) наиболее известный объект, являющийся элементом множества X. Первая трактовка — более прямая, т.к. в ней известность непосредственно связана с принадлежностью к множеству X. Обычно она предпочтительнее. Вторая трактовка полезна в ситуациях, когда есть основания предполагать, что требуемый объект известен не своей принадлежностью к множеству X, а чем-то иным. Пример: если множество X — боксеры, то по трактовке (1) нужно выбирать Мохаммеда Али, а по трактовке (2) — Шерлока Холмса».

О выборе версии

Коллективный отбор значительно менее эффективен, чем в футболе. Попытки выбирать версию голосованием практически всегда приводят к катастрофическим результатам. Ответственность за выбор версии должна лежать на одном игроке (обычно — на капитане). Но необходимо понимать, какое психологическое давление этот игрок испытывает. Его обдуманные и точные решения часто воспринимаются командой как нечто само собой разумеющееся, но любой прокол оказывается его личной ошибкой — ведь команда правильную версию сгенерировала, больше от нее вроде бы ничего и не требуется… Или все-таки требуется?

На мой взгляд, капитану от команды прежде всего нужны доверие и поддержка. Иными словами, его право принимать решения ни в коем случае не должно подвергаться сомнению, т.е. игрокам настоятельно не рекомендуется «продавливать» версии. Убеждать капитана можно и нужно, но аргументами, а не эмоциями. Команда должна быть уверена в том, что любые разумные доводы капитан услышит и примет во внимание.

Заключение

Вместо эпилога расскажу древнюю восточную притчу. Правда, речь в ней идет о коте, а кошек я очень не люблю, но из песни слово не выкинешь…

Жили-были кот и тигр… Кот был охотник-мастер, жил сыто и довольно. А тигр жил плохо и голодно. Решил он у кота поучиться, попросил взять его в ученики. Кот согласился, стал учить тигра охотиться… Прошло время, тигр стал настоящим мастером. И вот однажды увидев сытого кота, отдыхающим в тенечке под деревом, он решил испытать свое искусство на учителе. Подкрался он, прыгнул … и промахнулся. А кот уже на самой высокой ветке, смотрит на тигра и хвостом помахивает. Удивился тигр и спрашивает: «Ты меня всему научил, как же так получилось, что я тебя не поймал?» А кот отвечает: «Да, я тебя научил многому, но не всему. Я знал, что рано или поздно ты захочешь испытать свое искусство на мне…

Да, Макс, спасибо за науку. Дальше мы сами

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Сахаров Денис
Сахаров Денис
сейчас на сайте
Читателей: 21 Опыт: 786.781 Карма: 6.74063
все 22 Мои друзья